ЖЕНЩИНА

ЖЕНЩИНА

Образ прекрасной женщины, украшенной цветами. Такой я когда-то была. символ хрупкости дел человеческих и всего нашего существования, а особенно, внешней человеческой красоты. Какой устрашающей завесой покрывается лицо некогда прекрасной женщины, когда смерть - эта величайшая уравнительница - отнимает у прекрасной женщины всю ее красоту. Так позаботимся же о том, чтобы покрыть нашу душу защитой из небесных достоинств, что придаст нам красоту, образу ющуся из утонченных человеческих чувств и качеств. Эти цветы не увянут от времени, но будут цвести вечно и открыты для достижения еще более великой красоты. [EMSYI,таб.39-8,с.272]

Антропологически женщина соответствует пассивному принципу природы. Она имеет три основных аспекта: во-первых, выступает в качестве сирены, ламии или чудовищного существа, очаровывающего, отвлекающего и уводящего мужчин в сторону от пути эволюции; во-вторых, - в качестве матери или Magna mater (родина, родной город или мать-природа), в свою очередь соотносимой с непроявленным аспектом вод и бессознательного; и в-третьих, в качестве девицы-незнакомки, возлюбленной, или "Анимы" юнговской психологии. В "Символах трансформации" Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответствуют импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и добродетели) (33). Одним из чистейших и наиболее всеобъемлющих представлений архетипа женщины как Анимы является Беатриче в "Божественной комедии" Данте (32). Все аллегории, построенные на персонификации Женщины, неизменно сохраняют в себе все три вышеупомянутые импликации. Особо интересны те символы, где женщина выступает в ассоциации с фигурой какого-либо животного - например, женщина-лебедь в кельтской и германской мифологии, соотносящаяся с женщиной с козлиным копытом испанского фольклора. В обоих этих случаях женщина исчезает, как только оказывается исполнена ее материнская миссия, и подобным же образом дева, посколькуона дева, "умирает", чтобы уступить место матроне (31). В иконографии довольно часто встречается комбинация частей женской фигуры с частями фигуры льва. Египетская богиня Сехмет, характеризуемая своей разрушительностью, имела тело женщины и голову (а следовательно, душу) льва. Напротив, фигура с телом льва и головой женщины появляется в "Иероглифике" Валериане в качестве эмблемы гетеры (39). Включение женских морфологических элементов в построение таких традиционных символов, как сфинкс, всегда служит намеком на природный фон, перегруженный проекцией представления или даже целым комплексом космических интуиций. Благодаря этому женщина представляет собой архетипический образ высокой степени сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты - например, высшие аспекты женщины в качестве Софии или Марии определяют ее функцию персонификации знания или высшей добродетели: а когда женщина предстает как образ души, она оказывается высшей по отношению к мужчине, поскольку является отражением самых возвышенных и чистых его качеств. В своих низших формах, как Ева или Елена - инстинктивный и эмоциональный аспекты, - женщина стоит на уровне более низком, нежели мужчина. Вероятно, именно здесь она выступает в своей наиболее характерной роли - как соблазнительница, Ewig Weibliche ("вечная женственность"), влекущая все вниз за собой, и как символ, сравнимый с принципом летучести в алхимии, означающим все преходящее, непоследовательное, неверное и лицемерное. См. также: "Возлюбленный", "София".

Женщина, за которой наблюдают (всегда мужчины); она, как правило, обнаженная и чаще купается. Простой сюжет, но - в случае с примерами из Ветхого Завета - полнивший типологическое толкование верующих. Девушка, купающаяся в саду, за которой тайно наблюдают или к которой приближаются два старца, - СУСАННА. Женщина, купающаяся в своей комнате, за ней обычно с балкона наблюдают царь и другие - ДАВИД (7) и Вирсавия. Женщина, омывающая ноги в купальне (Доротея), за ней, возможно, наблюдают священник и другие - ДОН КИХОТ (6). Богиня и нимфы в гроте, возможно, купаются, их обнаруживает охотник (Актеон) - ДИАНА (3). Нимфы, за ними подсматривают САТИРЫ. Женщина в спальне, раздевается, за ней из укрытия подглядывают двое мужчин - ГИГЕС В СПАЛЬНОМ ПОКОЕ ЦАРЯ КАНДАВЛА. Компания девушек на обочине дороги, указывая на них, пожилой мужчина обращается к юноше - ГУСЫНИ БРАТА ФИЛИППО. Принцесса и девушки с нею, пирующие на берегу реки или стирающие одежды, к ним приближается косматый обнаженный мужчина - УЛИСС (5) и Навсикая. Женщина, страдающая кровотечением (Мф., 9:20--22; Мк., 5:25- 34; Лк., 8:43-48). Среди толпы, окружавшей Христа, когда он направлялся в дом Иаира, находилась одна женщина, страдавшая хроническим кровотечением. Она скромно коснулась "края одежды Его" и "с того часа стала здорова". Христос интуитивно почувствовал, что она сделала, и обернулся к ней в тот самый момент, когда она припала к его ногам. И тогда Христос сказал ей: "Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя". Эта сцена является вступлением к сцене в доме Иаира. Женщина падает на колени к ногам Христа, одной рукой касаясь его хитона. Иаир - почтенная седобородая фигура - стоит рядом с Христом вместе с вениками - ПЕТРОМ, ИАКОВОМ и ИОАННОМ. Эта сцена может быть парной к ВОСКРЕШЕНИЮ ДОЧЕРИ ИАИРА, которое непосредственно следует за ней в евангельском рассказе. Женщина, уличенная в прелюбодеянии (Ин., 8:2-II). Когда Христос учил в Иерусалимском храме, фарисеи привели к нему женщину, которую они схватили в момент ее прелюбодеяния. По закону Моисея карой за это служило побитие (до смерти) камнями, однако римские власти лишили иудеев права приговаривать к этому смертельному наказанию. Фарисеи хотели знать, что скажет Христос, и надеялись уличить его в таком ответе, который бы грешил либо против римского, либо против их собственного закона. Христос наклонился и стал писать что-то пальцем на земле, а затем сказал: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень". Тогда обвинители женщины стали расходиться, и когда Христос остался с ней наедине, он простил ее, сказав: "Иди и впредь не греши". Иоанн не объясняет, что именно Христос писал на земле, хотя традиционным мнением в средневековье было, что он перечислял грехи фарисеев. Художники изображают различные моменты этой истории. Мы видим женщину, приведенную к Христу ее обвинителями; он сидит, рядом с ним, возможно, апостол Иоанн. Или он нагнулся и пишет пальцем на полу; фарисеи склоняются, чтобы прочитать написанное. Или фарисеи удаляются, и мы видим их спины. У женщины волосы заплетены и обычно одна грудь обнажена - традиционный способ изображения куртизанки. Один из фарисеев может держать книгу (Моисеев закон), или у него в руке может быть камень.

Женщины у гроба, см. СВЯТЫЕ ЖЕНЫ У ГРОБА.