ЖАБА

ЖАБА

Жаба. Атрибут Смерти, изображаемый вместе с черепом и скелетом. Жабы пожирают гениталии обнаженной женской фигуры, персонифицирующей РАСПУТСТВО. См. также ЛЯГУШКА. Оборотный, инфернальный аспект лягушки: символическое значение здесь то же, но взятое в отрицательном смысле. Или, если выразить это языком эзотерической мысли: "Существуют также определенные животные, миссия которых - ослаблять астральный свет посредством присущих им процессов поглощения. В их взгляде есть что-то завораживающее; таковы жаба и василиск".

как символические животные рассматриваются преимущественно негативно из-за своего малопривлекательного вида и едких кожных выделений; они по большей части представляются демоническими существами, например описываются как "домашние животные" ведьм, а также как блюдо на празднике ведьм или как мучители обреченных в аду. В Древнем Китае трехногая жаба была символом Луны, считалось, что во время лунных затмений жаба заглатывает Луну. Благодаря ее скрытому и любящему влажность существованию ее также обычно связывают с "лунным миром", в Китае - с началом инъ. В Европе жаба со времен античности, с одной стороны, была презираемым животным, "полным злых чар", но, с другой стороны, также символом матки; часто, чтобы избавиться от женских болезней, скульптуры жаб приносились в качестве жертвенных предметов в места паломничества. В народных сказаниях "греховная жаба" часто выступает олицетворением неспасшихся "бедных душ"; так она должна после смерти человека, который не исполнил обет, исполнить его теперь в облике презираемого животного и имеет право только в том случае взойти на небо, если она, передвигаясь на четвереньках, достигла алтаря Спасения. В других народных сказаниях жаба при случае выступает как олицетворение домовых, по-матерински охраняющих дом и семью, которые должны быть окружены заботой, чтобы в благодарность за это приносить счастье. В сказаниях нередко также ее изображают в роли хранительницы сокровищ, В образном мире алхимии жаба является символом водно-земляного компонента, предназначенного для очищения первоматерии, который должен быть связан с чем-то летучим ("земляная жаба, связанная с орлом"', представляется также через изображения крылатых жаб). Особая символика заключена в алхимической аллегории жабы, которая посажена женщине на грудь, причем текст гравюр в книге "Аталанта бегущая (исчезающая)" (1618) гласит: "Посади жабу женщине на грудь, чтобы он. ее сосала, и когда женщина умрет то жаба от молока станет очень большой". Это странное заявление связано с описанием псевдохимического процесса, при котором находящаяся на пути к философскому камню первоматерия должны пропитаться "молоком девы" (философским молоком, соком Луны), чтобы себя "накормить". "Ребенок", который должен вырасти выкармливается, как значится в комментарии, грудью своей матери, которая при этом лишается жизни, - процесс, называемьи "ablactatio" (отнятие от груди) Алхимическая символика, как здесь и показано, вряд ли можеч быть понята с помощью рациональных расшифровок. В Древней Мексике земля часто изображалась в виде животного, живущего в почве и хоронящего себя в земляном царстве. Ядовитые жабьи выделения, вероятно, использовались как средство воздействия на сознание. Нередко жаба, как и лягушка; из-за своего необычного образа жизни связывалась также с комплексом идей воскресения и возрождения, как это, по всей вероятности, и показано на доисторических наскальных изображениях головастикоподобных существ.

ХРИСТИАНСТВО

Жабе, из-за ее постоянного кваканья, а также из-за того, что нашествие жаб явилось одним из проклятий Египта (Исход 8), было приписано значение, связанное с дьяволом. Жабу часто сравнивали с еретиком. В живописи она обычно передает омерзительность греха. В более широком смысле жаба служит символом человека, который хватается за мимолетные удовольствия жизни, а следовательно, и символом всего мирского.

— ИЛЛЮСТРАЦИИ

Жабы: Алхимическая символическая картина "обезмолочивания" посредством жабы. М. Майер. Аталанта бегущая, 1618 г. Жабы: Мифическое жабье существо на древнеиндейской керамике из Северной Америки (Моголлон, ок. 800 г.)