ЕДИНОРОГ

ЕДИНОРОГ

Единорог
Сказочное существо единорог, часто упоминаемое на всем пространстве от Восточной Азии до Европы, в индийской мифологии также является символом живородной мужской энергии.
В песнях трубадуров и живописи того времени единорог, "конь с крепким рогом во лбу", - самое мощное и неукротимое животное, которое становится кротким и падает на колени, только когда видит перед собой "прекрасную девственницу" - рыцарская культура от Индии до Западной Европы обожествляла женское начало мира и делала его назначением всех творческих потенций мужской стихии. [bdgs]

Цилинь(см.). Животное инь-ян. Иногда приравнивается к единорогу. Соединение самца и самки, совершенство, чистота натуры, сущность пяти элементов.

Однорогое животное с телом лошади или оленя. Символизирует женский, лунный принцип, непорочность и чистоту.

Единорог. Странно двусмысленный символ женского целомудрия в религиозном и светском аспектах обсуждается в статье ДЕВА МАРИЯ (5). Циклы сцен девственницы с единорогом интерпретировались в качестве аллегории ПЯТИЧУВСГВ. Единорог является атрибутом ИУСТИНЫ ПАДУАНСКОЙ, она заимствовала его у своей легендарной тезки ИУСТИНЫ АНТИОХИЙСКОЙ. Единорог, расположившийся на коленях у девственницы, был эмблемой {impresa) семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были покровителями искусства в Италии, особенно в XVI-XVJT веках (вилла Фарнезе, Рим). Пальмовое дерево, иногда с единорогом, было эмблемой {impresa) дома Эсте - покровителей искусств в ренессансной Италии. См. также ДИКАРЬ.

Символизирует целомудрие, а также служит эмблемой меча или слова Божия (20, 4). Традиция обычно представляет его в виде белого коня с одним рогом, выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза. Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница (59). Это наводит на мысль, что он символизирует сексуальную сублимацию. Некоторые авторы отождествляют с единорогом животное, известное в Китае как Н1и-лин, другие же оспаривают правомерность такого отождествления, поскольку у названного животного два рога. Он является атрибутом военачальников высокого ранга, эмблемой чести и знатности рода. Его шкура имеет пять цветов - красный, желтый, синий, белый и черный; его крик подобен звуку колоколов. По легенде, он живет тысячу лет и является благороднейшим из животных (5). Юнг в своей работе о взаимоотношениях между психологией и алхимией подверг исследованию многочисленные аспекты мифического единорога и пришел к выводу, что, при широком подходе, он лишен какого-либо одного определенного символического характера, но, скорее, этот характер имеет много различных вариантов, которыми охватываются как реальные, так и мифические однорогие животные, такие как рыба-меч или некоторые виды драконов. Юнг отмечает, что временами единорог превращается в белого голубя, и предлагает такое объяснение: с одной стороны, он связан с первобытными чудовищами, с другой - он представляет мужественную, чистую проникающую силу spiritus mercurialis ("духа ртути (Меркурия)"). Он цитирует следующее высназывание Гонория Отенского в его "Зерцале Таинств Церкви": "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же - его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, - то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его". В античности, однако, единорог иногда приобретает некоторые зловещие черты. Греческий "Физиолог" сообщает, что это - "быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей". По наблюдению Юнга, Церковь не признает эту теневую сторону единорога. В свою очередь, алхимики воспользовались его амбивалентными импликациями для символизации Monstrum Hermaphroditum ("Двуполого Чудовища" ). Универсальность данного символического существа, не встречающегося в природе, поистине удивительна: например, оно присутствует в Ведах. Что касается его иконографии, особо интересны гобелены XV в. в музее Клюни в Париже, содержащие иллюстрации к "Даме с единорогом" (32).

лат. unicornus) - весьма значительное в античной и средневековой символике сказочное животное, представляемое как белый, парнокопытный, конеподобный олень со спиралевидно скрученным рогом на лбу. Происхождение единорога могут объяснить в какой-то мере труды древнегреческого историка Ктесия (ок. 400 до н. э.), в которых речь шла о диком животном, единственный рог которого целителен, что, по всей вероятности, представляет собой недоразумение и восходит к описанию индийского носорога. В настоящее время специалисты, занимающиеся крупным скотом, считают, что возможны быки-единороги, у которых с телячьего возраста неокрепшие роговые отростки в силу тех или иных причин переплелись и выросли в своеобразный один рог, слегка деформировав соответствующие части головы. Носорожий рог ценится как средство, повышающее потенцию, и вообще имеет открыто фаллическое значение. В западной иконографии рог отделяется ото лба, вместилища духа, что свидетельствует об одухотворенности этого первоначально сексуального символа. Единорог же, напротив, олицетворяет чистоту и силу, на что указывают средневековые миниатюры и ковровые вышивки; его можно поймать только при помощи целомудренной девы, в чьем лоне он доверчиво укрывается и откуда он потом извлекается охотниками и должен быть потом предан смерти. Зачатие Девой Марией Иисуса Христа толкуется в этом же символическом ключе, как позднее и крестная смерть Спасителя. Ангел благовещения Гавриил в этой связи получает осмысление как охотник, подкрепленный охотничьими собаками, которых зовут "Вера, Любовь и Надежда" или, по основным добродетелям, Истина, Справедливость, Мир и Милосердие; он загоняет "драгоценного единорога" к Деве. При этом Мария сидит в запертом саду (лат. Hortus conclusus) или в кущах роз, как это изображено, например, на гобелене в музее Клюни (Париж). Христианское истолкование единорога как символа восходит к античным сказаниям и раннехристианским назидательным текстам, позднее красочно изложенным в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"). Часто встречается упоминание единорога в связи с якобы присущей ему способностью обезвреживать действие яда, быстро исцелять раны, посыпанные порошком, полученным из его рога. Такие рога (а на самом деле бивни морского млекопитающего нарвала, добываемого в прибрежных водах Исландии и Гренландии и завозимого оттуда) демонстрировались не только в кунсткамерах эпохи Возрождения, но и в аптеках. В раннехристианской книге "Физиологус" воздействие подобного рога, обезвреживающего яд, описывается так: прежде чем другие звери пришли на водопой, "выполз змей и впрыснул в воду яд. Но звери, однако, знали, что в воде есть яд, поэтому не пили. Они ждали единорога. Придя, оный сразу вошел в озеро и выбил своим рогом крест на воде. Это изничтожило действие яда. Только после того, как сам единорог напился, пили и другие звери". Здесь в легендарном преломлении явственно видна вера в чудесную силу рога носорога. Впрочем, в средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" слону приписывается роль, которая вообще-то скорее свойственна только единорогу: рассказ гласит о том, что некий король, желая убить слона, приказал двум прекрасным девам нагишом отправиться в лес и распевать там благозвучные песни; слон засыпает при лоне одной, другая же мечом его убивает, а король красит в крови слона плащ. Неясно, какое животное фигурирует в Библии под словом re'em (др.-евр. Лютый зверь). Несмотря на то что, по всей вероятности, речь идет о диком буйволобыке, это слово переводится как единорог, например, в Псалме Давида (21:22): "Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня". Китайский единорог (кюлинь, хи-линь) очень мало соответствует европейским описаниям; его можно отождествлять скорее с животным, подобным оленю, но покрытым чешуей, с бычьим хвостом и шерстистым рогом на лбу, которое символизирует кротость, счастье и благость, и прежде всего удачливость в детях ("сыновьях"). Известная на Востоке группа единорог-дева указывает в Китае на кроткую богиню Гуань-инь, изображавшуюся на троне в виде лежащего единорога. В алхимической картине мира единорог обозначает субстанцию ртути, которая в смеси с серой, символизируемой львом, образует некую высшую целостность. В геральдике изображение единорога в виде парнокопытного, бородатого коня с винтообразным рогом на лбу иногда (например, Блуденц, Форарльберг) служит в качестве гербового знака чести, но чаще используется в качестве носителя щита, как, например, на государственном гербе Великобритании.

Единорог. Чистое приносит мне радость. Это животное предположительно походит на коня. Обыватели традиционно считают, что единорог чудесным образом испытывает привязаность к невинным и непорочным людям. Для того, чтобы его поймать, используют девственницу. Когда единорог ее обнаружит, он ложится рядом с ней, кладет голову ей на колени и засыпает. Тогда девственница подает сигнал, и охотники хватают это дивное животное, которое невозможно поймать никаким иным способом. [EMSYI,таб.50-10,с.318]

Библейский символ власти и силы, в таком качестве используется в гербе Британии.

ХРИСТИАНСТВО

Согласно мифу, единорог — небольшое животное размером с ребенка, но невероятно дикое и проворное. У него в центре лба единственный острый рог. Говорят, что ни одному охотнику не удавалось поймать это животное силой, но у некоторых получалось поймать его хитростью. От охотника требовалось привести в места обитания единорога девственницу и оставить ее там одну. Почувствовав невинность девы, единорог должен был подбежать к ней, положить свою голову к ней на колени и заснуть. Тем временем охотник его ловил. По этой очевидной причине единорог стал ранним символом чистоты вообще и женского целомудрия в частности. Христианские авторы истолковывали эту легенду как аллегорию Благовещения и Воплощения Христа, рожденного Девой.

ИЛЛЮСТРАЦИИ Глава 1. МОНОМОРФНЫЕ

3. ОДНОРОГИЕ

АЛЬ-КАРКАДАНН

В бесконечных своих путешествиях знаменитый Синдбад-мореход, герой арабских сказок, посетил дальний остров, на котором, по его рассказу, «есть порода животных, которых называют аль-каркаданн: они пасутся, как пасутся коровы и буйволы в нашей стране, но тело этих зверей крупнее. Это большие звери, и у них один толстый рог посредине головы, длиной в десять локтей, и на нем изображение человека».

Этот рог так остер и огромен, что аль-каркаданн может, пощипывая травку, между делом насадить на него слона. И тогда, продолжал Синдбад, «зверь, называемый аль-каркаданн, носит на своем роге слона, и жир его течет от солнечного зноя на голову аль-каркаданна и попадает ему в глаза, и аль-каркаданн слепнет. И он ложится на берегу, и прилетает к нему птица Рухх, и уносит его в своих когтях, и улетает с ним к своим детям, и кормит их этим зверем и тем, что у него на роге».

ДЖХАША

В индийской мифологии описана Джхаша — гигантская рыба с рогом на лбу.

Она спасла от Великого Потопа прародителя человечества (по индийским преданиям, им был Великий Ману, полубог-получеловек). Вот как это случилось... Однажды пошел Великий Ману умываться к ручью и увидел в прозрачных водах необыкновенной красоты рыбу. Хотел он ее поймать, но та ловко увернулась и сказала человечьим голосом:

— Не губи меня, о Великий, и в благодарность я спасу тебя от большой беды.

— От какой беды спасешь меня ты, такая маленькая?! — спросил удивленный Ману.

— Будет Великий Потоп! — сказала рыба. — Но ты спасешься, если последуешь моим советам. Вот что должен ты сделать. Помести меня в сосуд с водой, а когда я подрасту немного, выкопай пруд и брось меня туда. Когда же я вырасту еще больше — отпусти в море.

Так и поступил Ману. Вскоре рыба стала огромной-преогромной, к тому же на лбу у нее вырос большущий рог.

А когда рыба уже в пруду не помещалась, запряг Ману в телегу двух могучих буйволов, с трудом погрузил в нее Джхашу и отвез к морю. И тотчас стала она расти и сделалась такой огромной, что заслонила собой горизонт. И рыба Джхаша велела Ману построить большой прочный корабль. Так Ману и поступил. Много дней и ночей трудился он, пока не построил корабль.

— А теперь, о Великий, — сказала рыба, — возьми с собой по паре животных, птиц, семена различных растений, чтобы жизнь на земле не прекратилась, когда Потоп закончится, и взойди на корабль. Взойдя же, возьми толстую веревку. Один ее конец привяжи к носу корабля, другой — к моему рогу.

Так Ману и поступил. Натянула Джхаша веревку и с легкостью повлекла за собой корабль. А волны тем временем стали заливать берег, и вскоре все живое скрылось под водой. А они все плыли и плыли, пока не добрались до торчащей из воды вершины самой высокой на земле горы — Хималайя. На вершине увидел Ману торчащее из воды могучее дерево.

— Привяжи веревку к дереву, — сказала рыба. — Скоро вода начнет спадать, так что смело спускайся с корабля, ты спасен. Так Ману и поступил... то древнее индийское сказание напоминает библейскую легенду о Ное и его ковчеге. Правда, Ноев ковчег плыл сам по себе, без помощи рыбы-единорога.

ЕДИНОРОГ

Единорог — зверь, известный по мифам и легендам разных народов еще с библейских времен. Его так часто упоминали, описывали, изображали, добавляя и уточняя детали, что теперь с полной уверенностью о его облике говорить трудно.

Древнегреческий историк Ктесий в концепту века до нашей эры утверждал: «В Индии водятся дикие ослы ростом больше лошади. Тело у них белое, голова темно-красная, а глаза голубые».

Плиний Старший, римский ученый 1 века нашей эры, описывал единорога иначе: «У него голова оленя, ноги слона, хвост свиньи. Остальное тело напоминает лошадь. Он грубо мычит».

Монах иезуитского ордена Иеронимо Лобо писал о единороге: «По форме напоминает лошадь, тело же его золотистое».

Другой монах, Феликс Фабри, утверждал, что единорог походит на верблюда.

Все, однако, сходились на том, что главным отличительным свойством зверя был его чудодейственный рог, возвышающийся на лбу, подобно пике. «Промеж ушию имать рог велик, в роге имать всю силу»,— сказано в «Азбуковнике»**, древнерусском толковом словаре.

Правда, насчет величины и окраски рога мнения тоже разделились.

Ктесий: «На лбу растет рог в полтора фута (около полуметра.— Ред.) длиной. Основание рога чисто белого цвета, острие его ярко-красное, а средняя часть черная».

Плиний: «Один черный рог в два локтя (примерно полтора метра. — Ред.) длиной торчит у него посредине лба».

Немецкий ученый XIII века Альберт Великий определял длину рога в десять футов (больше трех метров).

Древнеарабский писатель Абу Дамири просто отмечал: рог такой большой и тяжелый, что единорог всегда ходит с низко опущенной головой.

Большинство исследователей и знатоков единорога считали, что рог чудесного животного — его оружие и защита. Испанец Исидор Севильский, например, в начале XII века, описывая силу необыкновенного костного нароста, утверждал, будто одним ударом единорог убивает слона. Особняком стоит мнение флорентийца Марко Поло: «Вы должны знать, что единорог побеждает врага не рогом, а языком и коленями. На конце языка у него длинный и острый, словно стилет, шип. Когда взбешенный единорог бросается на врага, он сбивает его с ног, прижимает к земле коленями и протыкает языком». Марко Поло писал так в XIII веке.

От этого свидетельства нельзя отмахнуться, но, как бы то ни было, в одном единодушны все: уникорн (единорогов рог) обезвреживает яды; он может возродить даже мертвого, если причиной смерти послужило отравление. Не удивительно, что уникорн ценился на вес золота: фунт рога — фунт драгоценного металла. Все владыки мира стремились заполучить чудодейственное снадобье. Иван Грозный гордился тем, что среди его сокровищ есть уникорн. Карл Смелый пользовался ложкой, вырезанной из такого рога... Впрочем, имеется предположение, что под видом уникорна жулики-купцы торговали огромным зубом кита-нарвала, обитавшего в полярных морях. И их в общем-то можно понять: укротить единорога — дело непростое.

«Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкой привязать единорога к борозде и станет ли он боронить за тобой поле?» — задается иронический вопрос в Библии.

Конечно же нет! Единорог страшен и непобедим. Еще Плиний Старший считал, что «этого зверя нельзя поймать живьем». Но со временем способ был найден. «Физиолог»** советует привести в лес, где обитает единорог, юную девицу. Привлеченный девичьей чистотой и непорочностью, он приблизится к деве и заснет, положив голову ей на колени. И тогда можно брать зверя голыми руками.

Но это — теория. Практика предлагала нечто иное.

Средневековая рукопись так описывает практическое применение трогательной легенды: «Охотники наряжают девушкой здорового сильного парня, обливают благовонной жидкостью его платье и выбирают для парня такое место, откуда запах по ветру может дойти до единорога. Сами же охотники располагаются где-нибудь неподалеку. И вот приходит огромный дикий зверь, останавливается перед парнем и, пав на колени, упивается чудным запахом, а парень тем временем закрывает пахучим рукавом платья глаза единорога, пока не подойдут охотники. Единорога хватают сонного и связывают, а связав, спиливают рог».

Видимо, таким образом к нашим дням единорогов полностью истребили. Во всяком случае, никаких сведений об их существовании нет, нигде их больше не встретишь. Разве что на гербах: на британском, например, конь с витым рогом на лбу держит щит, разрисованный геральдическими знаками. А раньше единорог — эмблема Туркестанского царства — красовался и на большом гербе Российской империи. Фамильный герб начальника оружейной канцелярии графа Шувалова включал в себя изображение чудесного зверя; поэтому и прославленные российские пушки, на которые оно перешло, назывались единорогами. А еще единорога можно отыскать на небе — так именуется одно из созвездий.

Конечно, животное с одним рогом, носорог, не такая уж редкость в зоопарке. Но как мало он похож на легендарного своего собрата, о котором великий немецкий поэт Райнер Мария Рильке писал:

В непринужденном равновесьеног
Сияла белизна слоновой кости,
И белый блеск, скользя, по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог...
(«Единорог», перевод К. Богатырева)

ИНДРИК

В «Голубиной книге», старинном сборнике русских духовных песен, можно прочесть такие строки:

У нас Индрик-зверь всем зверям зверь,
И он ходит, зверь, по подземелию,
Он проходит все горы белокаменные,
Прочищает ручьи и проточины.
Когда этот зверь возыграется,
Вся вселенная всколыбается.
Все зверья ему, зверю, поклоняются,
Никому он обиды не делает.

«Азбуковник»** добавляет: «Индрик-зверь рог имеет на голове великий и крепкий, страшен и непобедим; без рога же бывает не силен». А копытца «у Индричка — булатные».

Зверь этот обладал таинственной способностью безошибочно распознавать врагов.

Еще называют Индрика-зверя в легендах Инрогом, Индрогом, Индрой. Но как ни назови — очень похож он на единорога. Правда, этот — зверь подземный.

Некоторые ученые считают, что Индрик пришел в народное сознание с Севера, где издавна и по сию пору находят в вечной мерзлоте нетронутые туши мамонтов.

ОННИОТ

Гуроны, индейцы Северной Америки, считали, что рог Оннионта, которым эта гигантская мифическая змея могла даже пробивать горы, имеет магическую силу, приносит удачу на войне и охоте.

Единственный этот рог рос у Оннионта посреди лба.

СЕЧЖАЙ

У Гаояо, мудрого судьи, составившего первый китайский свод законов и основавшего первую в Поднебесной тюрьму, у Гаояо, который, по словам одной старинной книги, «считался очень правдивым и разбирал судебные дела по совести, так, что все становилось ясным», — так вот, у Гаояо был баран. Именно барану по имени Сечжай был обязан судья своей высокой репутацией.

Этого Сечжая нельзя назвать вполне обыкновенным животным. Он был выше и толще медведя, весь, покрыт зеленой шерстью и имел на голове один-единственный рог. К тому же Сечжай обладал обостренным чувством справедливости. Во время разбора дела Гаояо выпускал своего барана-единорога, тот сразу же распознавал виновного и принимался бодать его своим единственным рогом, а невиновного не трогал. Наблюдая за удивительным животным, судья выносил приговоры — всегда справедливые, а за помощь почитал Сечжая, вкусно кормил и заботился о нем. Благодаря этому в незапамятные времена в Китае, говорят, царила истинная законность.

ЦИЛИНЬ

Об этом чудесном китайском звере известно довольно много. У него тело оленя, шея волка, копыта коня, шерсть на спине пятицветная, а живот желтый или коричневый. Посреди лба — единственный рог, заканчивающийся мягкой шишкой — чтобы никого, даже случайно, не обидеть, не сделать никому больно. Цилинь вообще был добр и покладист, не давил ни букашки, ре мял ни травинки, не ел живых тварей, а питался чудесными травами. Не удивительно, что у древних китайцев он считался олицетворением человеколюбия, да и вообще символом добра — вместе с фениксом, драконом и черепахой.

«Однако, — замечал древний писатель Китая Хань Юй, — цилинь во дворах хозяйских не разводится и в Поднебесной нашей часто не встречается». Редкое же появление однорогого цилиня ценилось тем больше и почиталось предзнаменованием справедливого правления, знаком процветания, мира и природы, предвестием рождения героя и мыслителя. Рассказывают, например, что, перед тем как появился на свет китайский мудрец Конфуций, около дома его родителей показался белый цилинь — на каких, гласит предание, ездили небожители.

Конфуций впоследствии отплатил доброму вестнику добром: он ввел в китайский язык фразу, ставшую поговоркой — «поймали цилиня» — значит успешно окончили долгий труд, достигли цели.

Чтобы пожелать семье рождения мальчиков, дарили изображение цилиня.

Осталось только сказать о главном отличительном признаке волшебного зверя — его единственном роге. Рог этот — символ объединения страны в крепкое государство. Вот и все. «Поймали цилиня». Добавим только, что, входя в сообщество единорогов, цилинь еще многосоставное существо, то есть химера (chimaira). Волк, олень и конь слились в нем. Описанию таких удивительных животных-гибридов и посвящены следующие главы книги.